Как стриминговый сервис Spotify нашел свою нишу и заработал миллиарды.

26.04.2019

26 июня 2019 Конференция-интенсив ВЕСЬ DIGITAL ЗА 1 ДЕНЬ!

Spotify — шведский стриминговый сервис - перевернул с ног на голову всю музыкальную индустрию (и спас ее от неминуемой гибели). Сегодня у компании более 200 млн пользователей, а ее рыночная оценка достигла $34 млрд.

В середине 2000-х СМИ предвещали скорую гибель музыкальной индустрии: интернет-пиратство лишало ее доходов. Выход из тупика нашли два шведских предпринимателя-миллионера — Даниэль Эк и Мартин Лорентсон. Последний был основателем и владельцем крупнейшей скандинавской платформы цифрового маркетинга и лично знал лучших европейских разработчиков, а также имел связи в Кремниевой долине. А Эк еще в старших классах зарабатывал до $50 тыс. в месяц, сливая в интернет записи телеэфира и занимаясь SEO-продвижением шведских компаний, а после школы создал и выгодно продал несколько интернет-проектов.

Идея Spotify началась с гипотезы, что люди могут отказаться от пиратства, если упростить им легальный доступ к музыке. Окупить прокат прав и обеспечить правообладателям доход должна была модель freemium. Пользователи получали базовый функционал (прослушивание музыки онлайн) бесплатно, но при этом им изредка транслировалась реклама. А за ее отключение и премиум-опции (в том числе скачивание треков) взималась небольшая ежемесячная плата. 23 апреля 2006 года предприниматели зарегистрировали домен Spotify.com.

Следующим шагом после создания компании, набора команды и разработки сервиса стало заключение соглашений с представителями музыкальной индустрии. Добиться расположения основных игроков рынка помогли плачевные цифры их собственных финансовых отчетов: в 1999 году мировые продажи музыки превышали $25 млрд, а к 2006 году стараниями интернет-пиратов упали до $19,4 млрд (в 2008 году они уже не дотягивали до $17 млрд). Когда Мартину и Даниэлю удалось показать демо-версию Spotify главе шведского подразделения Universal Music Перу Сандину, его реакцией стали слова: «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой». В 2008 году 4 крупнейших лейбла — Universal, Warner, Sony и EMI — предоставили стартаперам прокат прав на свою музыку за $5 млн.

За первые полгода после запуска Spotify набрал более 1 млн  пользователей. Осенью 2009 года вышло мобильное приложение для iOS и Android, что обеспечило дальнейший рост популярности. Тогда же о проекте узнал Шон Паркер. Он вложил в стартап $11,6 млн. Заодно Паркер рассказал о сервисе Марку Цукербергу. Тот написал на своей странице в Facebook: «Spotify такой крутой!» — чем еще больше подогрел интерес инвесторов по всему миру. Весной 2011 года стало известно о покупке 5% акций сервиса за $50 млн фондом Юрия Мильнера DST Global, что позволило оценить сервис в $1 млрд. На тот момент им пользовалось уже 6,67 млн европейцев, 1 млн из которых имели премиум-аккаунты.

14 июля 2011 года состоялся запуск Spotify в США. Вначале американцы могли слушать музыку только по приглашению от обладателей подписки. Попутно Spotify распространял приглашения в коллаборациях с крупными брендами — от Coca-Cola до Reebok. Искусственная видимость дефицитного предложения помогала подстегнуть ажиотаж публики на старт.

К 2013 году Spotify предоставлял доступ к 20 млн песен 24 млн человек в 32 странах. Успех Spotify породил ряд аналогичных сервисов от крупных технологических компаний: в 2010 году появилась «Яндекс.Музыка», в 2011 году — Google Play Music, а в 2015 году — Apple Music.

Главные конкурентные преимущества шведского сервиса, позволяющие ему до сих сохранять лидерство: он был первым и некоторое время обладал самой большой фонотекой — в 40 млн треков (сегодня у сервисов Apple и Google примерно столько же ). Еще одна составляющая успеха — продуманные интерфейсные решения и развитая система рекомендаций. За последнюю в Spotify отвечает целое подразделение, в котором работает несколько десятков человек — от инженеров в области алгоритмов до музыкальных экспертов.

Сегодня Spotify ежемесячно используют 209 млн человек в 79 странах. Хотя общая аудитория сервиса вдвое больше числа платных подписчиков, именно они генерируют основную долю выручки. В 2012 году их доля составляла 87%: премиум-подписчики принесли сервису €374,6 млн, а заработки с показов рекламы составили лишь €55,5 млн. По итогам 2018 года показатели заметно подросли: €4,7 млрд и €542 млн соответственно.

3 апреля 2018 года Spotify вышла на IPO. Ее основатели выбрали не самый традиционный вариант размещения, предпочтя прямой листинг заключению дорогостоящих контрактов с банками-андеррайтерами. Spotify же предложила свои бумаги напрямую всем желающим и без установленной начальной цены. Экономный и демократичный подход обернулся успехом. Размещение Spotify стало 8-м по размеру среди всех IPO технологических компаний в США. Основатели сервиса стали миллиардерами.

В марте 2018 года Даниэль Эк рассказал о подготовке к запуску Spotify в России. Официальная дата выхода в России пока не объявлена, однако аналитики из Sberbank CIB указывали на лето текущего года.

Spotify уже пытался прийти в Россию 5 лет назад в партнерстве с МТС.

На этот раз Spotify планирует запуститься в России самостоятельно, без сотрудничества с операторами. Основную конкуренцию ему составит четверка лидеров отечественного рынка — «Яндекс.Музыка», BOOM (сервис соцсети «ВКонтакте»), Apple Music и Google Play Music. По данным Statista, в 2018 году они боролись за 18,4 млн пользователей музыкального стриминга, а объем рынка составил $137,5 млн. К 2023 году ожидается рост этих цифр до 21,8 млн человек и $153,6 млн.

Одним из инструментов Spotify в конкурентной борьбе на новом региональном рынке может стать его ценовая политика. В зависимости от региона и опций, месяц платной подписки на сервис стоит от $2,9 до $18,4. В России у «Яндекс.Музыки», Apple Music и Google Play Music месячная подписка стоит 169 руб., у BOOM — 149 руб.

За новую, более широкую аудиторию шведам придется побороться, но им к этому не привыкать.

 

Автор: ИЛЬЯ АРЗУМАНОВ

Полная статья: https://incrussia.ru/understand/istoriya-spotify-zarabotat-milliardy-na-revolyutsionnoj-idee-a-zaodno-spasti-tseluyu-industriyu/

Рекомендуем к прочтению

« 1 »

« 1 »

Комментарии
    Нет отзывов

Добавить комментарий

Введите слово
с картинки
Имя
E-mail
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных.
Войти как:
Пароль:

Скачайте

Видеомаркетинг: теория и практика

13лет
27640 участников

0

до мероприятия
+7 (495) 790 55 83
Официальный Партнер Британского Королевского Института Маркетинга CIM
закрыть

ПОДАРОК!

Уважаемый коллега!


Если Вы хотите получить в подарок видеозапись выступления Филипа Котлера на I Kotler's Business-Forum in Moscow, оставьте свои контакты ниже. Мы пришлем Вам ссылку для просмотра.



*
*

Нажимая на кнопку ниже, вы даете согласие на обработку персональных данных.